Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в 2024 году.
Отдел математики Донецкого РИРО
Для учителей математики, молодых педагогов
и юных математиков
Контакты отдела математики

viddil-matematiki@yandex.ru

fedchenko.lidia@yandex.ua

Главная Регистрация Вход
"
Для учителей математики, молодых педагогов
и юных математиков
Контакты отдела математики

viddil-matematiki@yandex.ru

fedchenko.lidia@yandex.ua

Главная Регистрация Вход
Для учителей математики, молодых педагогов
и юных математиков
Контакты отдела математики

viddil-matematiki@yandex.ru

fedchenko.lidia@yandex.ua

Главная Регистрация Вход
Главное меню
Главная » 2019 » 280 » 7 » ​Проблема школьной отметки. Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка
14:27
​Проблема школьной отметки. Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка

      Сегодня одной из проблем школьного образования, требующих повышенного внимания, является мотивирование ученика на получение знаний, повышение познавательного интереса. А формирование отношения учащегося к учебной деятельности теснейшим образом связывают с оценочной деятельностью учителя. Именно в оценивании, подразумевая под ним незыблемые «1», «2», «3», «4», «5», зачастую видят причину не только снижения мотивации, но и возникновения серьезных психологических проблем, вплоть до разрушения личности. Почему так получается? И почему о негативном воздействии оценки говорят только применительно к школе?

   Оценка и отметка – две составляющие оценочной деятельности, но не одно и то же.

   Оценка – это процесс и результат оценивания, выраженный обычно в вербальной форме.

   Отметка – формальный параметр результата, цифра, официально выставляемая на основе специально разработанных критериев. Оценка необходима в школе, как, в принципе, в жизни. Если не давать оценку деятельности человека, как он узнает, хорошо или плохо, правильно или неправильно он поступает?

   Оценка в жизни ребенка появляется задолго до школы, как словесное выражение отношения взрослых к его действиям. Дети от природы приспособленцы, и это положительное качество, если рассматривать его как условие выживания вида. Ребенок очень скоро начинает понимать, какие его действия оцениваются положительно, а какие отрицательно. Все дети без исключения хотят похвалы, хотят быть хорошими. Поэтому «если ты поступаешь хорошо, то ты хороший» – это само собой разумеется. А вот знак равенства между «ты поступил плохо» и «ты плохой» недопустим. Конечно, любовь родителей безусловна, ребенок, в конце концов, понимает, что он любим, просто потому что он их ребенок. Но темные кирпичики в фундамент самооценки закладываются сразу и прочно.

   Но вот ребенок идет в школу. И сразу попадает в другую систему координат. Он по-прежнему любознателен и деятелен, но теперь его деятельность в первую очередь интеллектуальная, и оценивает ее учитель. И то, что эта оценка становится известна сразу большому количеству значимых для ребенка людей – родителям и одноклассникам, составляет главную проблему. Кроме самой положительной оценки малышам очень важна ее общепризнанность. Для них получение знаний еще не имеет перспективного значения, оценка их деятельности для них важнее получения знаний. Поэтому младшие школьники так остро переживают неуспехи в учении и плохие отметки.

   Именно в младшем школьном возрасте чаще всего происходит подмена мотивации: все старания ребенок направляет не на получение знаний, а на получение хороших отметок. Именно к младшему школьнику нужно быть особенно внимательными учителям и родителям, помня о том, что от их отношения зависит его самооценка, самоуважение. Постоянная неуспешность ребенка, подтверждаемая низкой оценкой учителя и негативно воспринимаемая родителями, неизбежно ведет к нарастанию неуверенности в себе, чувству неполноценности и, как следствие, снижению уровня притязаний. Фактически на этом этапе закладываются будущие удачи и неудачи не только в школьной, но и в жизни человека вообще.

   Становясь подростком, ребенок очень сильно меняется. Изменяется гормональный фон, внешность и характер ведущей деятельности. В этом возрасте для него важно быть социально признанным и одобренным, поэтому мнение сверстников выходит на первый план, оно в большей степени влияет на его самооценку. Высокие школьные отметки далеко не всегда обеспечивают подростку авторитет среди ровесников. Зачастую происходит обратное. Расширяя сферу интересов, участвуя в различных кружках и спортивных секциях, общаясь и развлекаясь за пределами школы, подростки интересны друг другу вовсе не своими учебными достижениями. Поэтому интерес к учебе ослабевает и успеваемость в средних классах, как правило, снижается.

   Изменяется и отношение к оценкам. Подросток, как правило, настроен очень критично по отношению к мнению взрослых, и низкая оценка воспринимается им не так драматично. Иногда может показаться, что он вовсе не придает значения своим учебным успехам, не желает преодолевать трудности, не ставит перед собой никаких целей. Но тот же подросток может глубоко переживать из-за неудач в своей внешкольной деятельности или в общении со сверстниками. Нужно поддержать их, помочь реализоваться в любимых занятиях, научиться в этой области ставить цели и добиваться успеха.

   Беда, если родители, стремясь удержать «дитя» в ежовых рукавицах, усиливают контроль над учебной деятельностью в ущерб всем прочим интересам ребенка. «Заучкам», «зубрилам» и «ботаникам», которые дрожат над отметками, живется в средних классах весьма несладко.

   К старшим классам, как правило, под влиянием внеклассной и внешкольной деятельности, формируются профессиональные намерения учащихся. Соответственно отношение к учебным предметам и к отметкам становится дифференцированным. Возрастает ценность положительных отметок по интересующим предметам. На низкие отметки по тем дисциплинам, которые не входят в круг их профессиональных интересов, старшеклассники реагируют не так остро, как раньше. Неформальные, доверительные отношения со значимыми взрослыми, проявление с их стороны уважения к нему как к личности влияют на самооценку ученика, его отношение к учебе, выбор профессии и даже образа жизни.

   И в этом возрасте в безусловном проигрыше остаются ученики, одержимые высокими баллами по всем предметам. Если единственная цель ребенка – получение высоких отметок, он, как правило, перегружен, не общается со сверстниками, не расширяет круг своих интересов и возможностей и не особо задумывается о своём будущем. Его профессиональные интересы не сформированы, выбор профессии часто продиктован родителями и далек от реальных склонностей и даже способностей ребенка. Кроме того, таких детей часто настигает «синдром отличника». Привыкшие к высоким баллам любой ценой, они часто психологически ломаются, выходя в самостоятельную жизнь, в которой мало кого интересует школьная золотая медаль.

   Обобщив все сказанное об отношениях «оценка – отметка – ученик», выводы можно сделать следующие:

  • оценка учебной деятельности и отметка, выводимая на основании оценки, – необходимы;
  • основной недостаток существующей системы оценивания – это возможное травмирующее влияние на личность ребенка;
  • оценка и отметка напрямую влияют на мотивацию учебной деятельности, самооценку и уровень притязаний, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими и на развитие личности в целом;
  • развитие личности возможно лишь тогда, когда в роли главного мотива выступает познавательная потребность, а не педагогическая оценка, а тем более отметка в журнале, сами по себе.

   Так что, правы те, кто выступает за отмену отметки? Не будет отметок и вместо того, чтобы учиться ради них, ученики сразу станут учиться ради приобретения знаний и умений? Сомнительно. Не сам ученик выбирает отметку в качестве мотива учебной деятельности. Им могут руководить потребность в одобрении со стороны учителя, стремление завоевать авторитет товарищей, желание получить какие-то бонусы от родителей (свободное время, гаджеты, все, что угодно, что входит в систему ценностей) и многие другие потребности. Проблема не в том, что отметка устарела, а в том, что она превратилась в инструмент психологического давления на ученика.

   Обратимся к истории оценочной деятельности.

   В истории российского просвещения существовала трёхразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 г.) высший разряд обозначал очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначал успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризовал успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

   Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, она чаще заменялась цифровой. В разное время в России применялись 3-х, 5-и, 8-и, 10-и, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные.

   Республика Беларусь и Грузия перешли на 10-балльную систему оценивания; Украина и Молдавия - на 12-балльную. Баллы делятся на уровни: низкий, достаточный, средний, высокий.

   В Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценивания с обратной зависимостью т.е. имеет следующие количественные и качественные обозначения: 1 — sehrgut «отлично» 2 — gut «хорошо» 3 — befriedigend «достаточно» 4 — ausreichend «удовлетворительно» 5 — mangelhaft «неудовлетворительно» 6 — ungenügend «очень плохо».

   Во Франции 20-балльная система, в Великобритании нет унифицированной системы оценок, она отличается не только в различных регионах, но и в зависимости от программы обучения. В Японии используется 100-балльная система.

   В США индекс качества A(эй) – E(и) или (F(эф) обычно классифицируется по следующей пятибалльной шкале:

  • A = 4.0
  • B = 3.0
  • C = 2.0
  • D = 1.0
  • E(F) = 0.0

   Считается, что всё, что ниже D, по определению провал. В процентном отношении это выглядит так: А 90-100%, В 80-89% , С 70-79%, D 65-69% E(F)64% и ниже.

   Оценочная деятельность вызывает наибольшее количество вопросов в деятельности педагога. Оценочная деятельность обычно осуществляется в вербальной форме, а затем в форме отметки в журнале. Оценка – развернутая словесная характеристика не только результатов учебной деятельности, но и прилежания, усилий и творчества учащегося. Для хорошего учителя оценка – всегда сложно.

   На первый взгляд, нет ничего замысловатого в том, чтобы похвалить ученика, который готов к уроку, поругать того, кто не готов, и выбрать из пяти цифр подходящие для обоих. Как раз это и есть самое сложное. Как показывают всевозможные опросы, проводившиеся среди педагогов, нет единства в критериях оценивания учащихся, оно просто невозможно, а значит, оценка всегда субъективна.

   Ошибки в оценивании существуют столько же, сколько и оценки, и чрезвычайно живучи, хотя всем известны их негативные последствия.

   Все знают, что оценка должна быть справедливой. Однако занижение оценок встречается сплошь и рядом. Это может быть классический авторитаризм, а может быть неуверенность в себе и желание самоутвердиться. Но в классе, где учитель произносит: «Лобачевский знал математику на «5», я знаю на «4», а вы (класс) в лучшем случае на «3», – Лобачевских точно не будет.

   Завышение оценок, излишнее великодушие, чем бы оно ни было продиктовано, так же вредно. Все, что легко достается, низко ценится. Ученик перестает прикладывать усилия для изучения предмета и в результате перестает развиваться в данном направлении.

  Просто в особенностях человеческой психики берет начало такое явление, как тенденциозность, когда учитель оценивает ученика, исходя из личного к нему отношения, а еще хуже – мнения коллег или руководства. «Эффект ореола», типичным проявлением которого является суждение о способностях ученика по внешним данным, играет с учителем злую шутку. Далеко не всегда внешне несимпатичный или неопрятный мальчишка обязательно глуп, а «девочка из хорошей семьи» – умница.

   И совершенно нет оправдания использованию оценки в качестве наказания. Сопровождаемая угрозами, нотациями, не доброжелательной иронией в адрес ученика, высказанными публично, отрицательная оценка унижает его достоинство, разрушает взаимоотношения в классе, уничтожает мотивацию к учению.   

   Именно благодаря вышеперечисленным досадным явлениям все острее сегодня стоит вопрос о том, как оценивать учебную деятельность, какой должна быть учебная отметка и насколько она вообще необходима в системе образования. Нужно также принять во внимание, что ошибки в оценивании зачастую продиктованы не столько человеческим фактором, сколько общим для системы образования последних десятилетий увлечением рейтингами, процентными показателями успеваемости и прочими бумажными свидетельствами якобы качественной работы учителя. Под влиянием требования повысить успеваемость любой ценой сами педагоги постепенно теряют собственную ориентацию, стремление, а потом и способность к творчеству.

   Проблема актуальна давно, но, судя по тому, что отметка по-прежнему выполняет функцию контроля и оценивания учебной деятельности учащихся, продуктивных подходов к ее решению в масштабе всей системы образования пока не нашлось.

   Вернемся к сказанному вначале: дело не в оценке или отметке как таковых. Без них невозможен учет учебных достижений учащихся, то есть, не только количества и качества полученных знаний, но и умения применять эти знания на практике, активности ученика при получении этих знаний, стремления к познанию, прилежания – всего, что составляет познавательную активность и учебную мотивацию. Мало ткнуть в проблемные моменты пальцем и этим же пальцем погрозить, дескать, больше так не делайте. Да и не только в учительских недоработках дело.

   Интересны результаты психологического опроса учащихся разного возраста, учителей и родителей. На вопрос о том, необходимо ли изменить существующую в школе систему оценивания, положительно (почти 90 процентов опрошенных) ответили педагоги! Далеко не все школьники хотели бы, чтобы отметки исчезли из их жизни навсегда. Физически и психически здоровые дети, нацеленные на лидерство, рассматривают их как награду за успехи и стимул к достижению новых. Меньше всего положительных ответов на этот вопрос дали родители.

   Причины родительского консерватизма разные. Чаще всего отметка – удобный инструмент управления ребенком: хорошие отметки – получишь награду, плохие – не получишь. Стоит ли говорить, насколько уродливо подобное выражение родительской любви и заботы и как разрушительно оно влияет на отношения в семье. Кто-то из родителей убежден, что высокие баллы – это пропуск в лучшую (успешную, богатую, престижную, какую угодно, но лучше, чем у них) жизнь. Они всячески внушают это своим детям, не думая о том, какие разочарования ожидают их чад, если эти расчеты не оправдаются. Какие бы мотивы ни двигали родителями в борьбе за высокую успеваемость детей, возведение оценки (отметки) в абсолют, почитание ее мерилом ценности собственного ребенка – недопустимо.

   Здесь закономерно звучит вопрос: «Что делать?» Что делать, если не отменять оценки, в принципе, тоже известно. Рекомендаций педагогов и психологов на эту тему и учителям, и родителям сколько угодно, только выполняй. Но фигура учителя в решении проблемы является ключевой.

   Не стоит превращать отметку в средство наказания. Отрицательные оценки — это, конечно, проблема, они всегда болезненно воспринимаются детьми. Но если учитель не «переходит на личность», если он искренне огорчается вместе с ребенком, выражает свои чувства без грубости и нотаций, он не потеряет контакт с учеником. Это позволит педагогу направлять и корректировать дальнейшие учебные действия ученика.

   Оценивать следует не ребенка, а его деятельность. Для того чтобы даже отрицательные отметки воспринимались учениками как справедливые, при оценивании стоит сначала отметить все положительное в деятельности ученика, а потом только очень тактично высказать критику. Между «ты лентяй» и «ты сегодня поленился» большая разница.

   Успехи и неудачи ученика сравниваются только с его собственными, а никак не с успехами других детей. Уместно и полезно саморецензирование, сопоставление разных по времени достижений, констатация правильности выполнения задания и эмоциональная поддержка ученика в ходе работы. Только так он может поверить в свои силы, сохранить мотивацию достижений и уровень самооценки.

   Отметка должна быть аргументирована и справедлива. Развернутые, содержательные оценки учителем ученических ответов и работ, даже если баллы невысоки, всегда положительно влияют и на учебную деятельность, и на личностное развитие детей, и на их взаимоотношения. Объективности оценок может содействовать метод взаимного рецензирования. Этот способ очень эффективен, так как положительно влияет не только на учеников (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, завышенной либо, наоборот, заниженной самооценки), но и на развитие собственных профессиональных качеств учителя: уважения к ребенку, терпеливости, педагогического такта.

   Отметка должна выставляться в журнал и дневник своевременно. Очень часто учитель, выставляя отметку, не комментирует ее. Отметка в дневнике необходима прежде всего родителям, которые должны на неё правильно реагировать.

   Во-первых, ни в коем случае не следует встречать ребенка из школы вопросом: «Что ты сегодня получил?» Если отметки хорошие, ребенок скажет сам. А если плохие, он уже и так огорчен, а вы своим вопросом подчеркнете важность отметки, а не его душевного состояния.

   Во-вторых, узнав о плохих отметках, необходимо найти слова, которые убедят ребенка в том, что он важен и ценен независимо от школьных оценок, как для вас, так и вообще. Учеба рано или поздно заканчивается, а самооценка остается с человеком и определяет уровень его притязаний всю жизнь. Не программируйте неудачника.

   В-третьих, помогайте ребенку решить задачу, написать, нарисовать, начертить. Помогите, а не сделайте вместо него. Читайте вместе с ним, пойте, сочиняйте, тренируйте его память и внимание, вам это тоже будет полезно.

   В-четвертых, подумайте, соответствуют ли ваши требования и ожидания возможностям ребенка, легко ли ему дается учение. Очень многие взрослые, особенно те, кто в детях желает реализовать собственные амбиции, воспринимают отметку как сверхценность и внушают это отношение своим детям с самого начала обучения. Для таких детей учеба – постоянный стресс, так как они убеждены, что от их школьных отметок зависит все, что для них важно: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом.

   Даже если какие-то из учебных дисциплин «не даются» вашему ребенку, относитесь к этому спокойно. Помогите выделить те предметы, по которым ребенок вполне способен получать высокие отметки. И не обязательно «пятерки». Максимум отметки для каждого ребенка свой: у кого-то «пять», у кого-то «три». Не сравнивайте своего ребенка с другими, вспомните себя, скорее всего, вас тоже сравнивали, и вас это не только не мотивировало, а как раз наоборот. В конце концов, поинтересуйтесь статистикой. Отличник в школе и отличник по жизни – очень разные явления. Именно троечники чаще всего гораздо внимательнее к распределению времени и усилий. Пока отличники теряют силы в гонке за высокими баллами, троечники живут полной жизнью, усваивая ее уроки, которые пригодятся им в дальнейшем.

   Подводя итоги, нужно сказать следующее: оценка и отметка в той или иной форме были и будут всегда. В силах и учителей, и родителей сделать так, чтобы оценки или отметки перестали быть для детей источником постоянного напряжения и дискомфорта, а стали тем, чем должны быть – адекватным вознаграждением за проделанную работу. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Отметки, которые он получает в школе, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.
  2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М., - Воронеж, 2002
  3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1997
  4. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды в 2-х тт. М., 1980.
  5. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СП-б.: Наука, 1997
  6. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. - М., 2000
  7. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в обучении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М., 1989
  8. Божович Е.Д. Процесс учения: Контроль. Диагностика. Коррекция. Оценка. - М., 2003
  9. Бурцев К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. - М.: Просвещение, 1998
  10. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
  11. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1995
  12. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. - М., 2002.
  13. Летучева И.Н. Оценка и ее роль в формировании личности учащегося // Преподавание музыки в школе. - № 10. – 2004
  14. Немов Р.С. Психология. Книга II. М., 1994
  15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н.; Под ред. Смирнова С.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
  16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 2002.
Просмотров: 1120 | Добавил: МІА | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт