Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в 2024 году.

Главное меню

II РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

   II Республиканские чтения «Педагогическое наследие А.П. Киселева» прошедшие 16 ноября 2017 года по инициативе Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики при научно-методическом сопровождении Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования, – событие имеющее огромное влияние на повышение качества математического образования.

   Цель чтений – повышение научно-методического уровня профессиональной компетенции педагогов; обеспечение обмена профессиональным опытом использования идей А.П. Киселева; привлечение учителей математики к процессу изучения, обсуждения и анализа аспектов педагогического наследия А.П. Киселева.

   Руководители методических объединений учителей математики, учителя математики городов и районов Донецкой Народной Республики имели возможность обогатить свой образовательный багаж, а также прикоснуться к наследию выдающегося просветителя и известного математика – Андрея Петровича Киселева.

   Сегодня как никогда актуальным является изучение и осмысление методического наследия А.П. Киселева, которое является богатейшим материалом для обстоятельного анализа глубинных причин и направлений эволюции содержания и методов школьного математического образования.

    Поэтому программа чтений хватила круг вопросов связанных с особенностями преподавания курса геометрии в 7-9 классах.

   Несмотря на то, что современная математика, как и школьное образование в целом далеко ушли вперед, однако и в наше время учебники А.П. Киселева остаются актуальными. Это было подтверждено учителями, которые работали по учебникам А.П. Киселева. Было практически доказано, что школе нужны именно такие учебники, в которых не упущено главное, нет лишнего, где доступность, простота и ясность в изложении сочетаются с высокой точностью и научностью определений.

   Со вступительным словом к участникам обратился ректор Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования Алексей Иванович Чернышев: "Этот форум для нас значимый: он не только подчеркивает то, что в нашей республике чтят педагогические традиции, но и свидетельствуют о том, что мы умеем интегрироваться, выстраивать инновационную систему образования на основе изучения позитивного опыта как отечественного, так и международного".

   Важность обсуждения широкого круга актуальных вопросов преподавания математики в свете идей А.П. Киселева подчеркнула исполняющий  обязанности заместителя министр образования и науки Донецкой Народной Республики Лидия Камильевна Гаврилова: "Наша Республика является преимущественно промышленным регионом, поэтому Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики значительное внимание уделяет предметам естественно-математического цикла, прежде всего – математике. И мы делаем все возможное, чтобы математическое образование в нашей Республике было качественным и востребованным".

   Скафа Елена Ивановна, проректор по научно-методической и учебной работе Донецкого национального университета, зав. кафедры высшей математики и методики преподавания математики, доктор педагогических наук, профессор рассказала о "Требованиях к учебнику математики".

    Доцент кафедры высшей математики и методики преподавания математики, кандидат педагогических наук Гончарова Ирина Владимировна раскрыла вопрос "Роль учебных материалов Киселева в подготовке будущего учителя". 

      Волобуева Татьяна Борисовна проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт последипломного педагогического образования», кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования подчеркнула: "Киселевские чтения это не только дань прекрасным учебникам математики, это мотивация к математическим исследованиям, использованию математических моделей в других науках, к самосовершенствованию".

   «О роли учебника математики в современном математическом образовании» выступила Федченко Лидия Яковлевна, заведующая отделом математики Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент, которая провела сопоставительный анализ современных учебников по математике и учебников, созданных А.П. Киселевым, выделила их преимущества и недостатки.

    В ходе чтений выступили с практико-ориентированными докладами педагоги-практики, члены Республиканских школ лабораторий:

  • Полищук И.В., методист отдела математики Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования "Методическое моделирование в математике. Задачи на построение".
  • Полунина Н.С., учитель математики МОУ «Гимназия №70 г. Донецка» " Особенности преподавания темы «Измерение площадей".
  • Балова Т.Л., учитель математики МОУ «Школа № 57 г. Донецка» "Углы и треугольники. Специфика обучения".
  • Ковалева С.Г., учитель математики КУ «Общеобразовательная школа I – III ступеней № 4 г. Енакиево "Методические аспекты преподавания темы «Параллельные прямые. Параллелограммы и трапеции".
  • Грищенко Е.И., учитель математики Марьяновской общеобразовательной школы, Старобешевский район "Подобие фигур: диалог авторов".
  • Конарева Л. А., учитель математики МОУ «Школа № 97 г. Донецка» "Вариативность изложения темы "Окружность".

                                                                      

      Ознакомиться с материалами чтений можно по ссылке >>

   Надеемся, что материалы педагогических чтений будут полезны в работе и интересны не только учителям математики, но и методистам, руководителям методических объединений учителей математики.

     Педагогическое наследие Андрея Петровича Киселева (Материалы II Республиканских педагогических чтений)

 

 

 

I РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

17 марта 2016 г., по инициативе Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики состоялись первые педагогические чтения «Педагогическое наследие А.П. Киселева» на базе Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.

Руководители методических объединений учителей математики городов и районов Донецкой Народной Республики и учителя математики Республики имели возможность обогатить свой образовательный багаж, а также прикоснуться к наследию известного математика, преданно и самоотверженно служившего педагогической науке и отечественному образования – Андрею Петровичу Киселеву.

Со вступительным словом к участникам обратился ректор Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования Алексей Иванович Чернышев: «Сегодня всем нам предоставляется уникальная возможность вспомнить учебник по математике Андрея Петровича Киселева, который более 150 лет является актуальным в математическом образовании. Такая стабильная популярность творческого наследия известного ученого вполне обоснованна: его литературные, научные труды являются выражением мощной мировоззренческой идеи «Знания через Учебник», в них гармонично объединены педагогические традиции, идеалы гуманизма и общечеловеческих ценностей».

Важность обсуждения широкого круга актуальных вопросов преподавания математики в свете идей А.П. Киселева подчеркнула министр образования и науки Донецкой Народной Республики Лариса Петровна Полякова: «В Воронежской области уже стало доброй традицией ежегодно чествовать одного из выдающихся математиков современности, автора одного из наиболее востребованных учебников по математике в ХХ веке А.П. Киселева. В этом году там в 14-й раз состоится математический марафон, включающий целый комплекс мероприятий: межрегиональную научно-практическую конференцию, олимпиаду для школьников, конкурс-защиту научно-исследовательских работ и проектов по математике и физике. Надеюсь, что сегодняшние чтения положат начало для развития новых перспективных педагогических традиций в Республике».

С основным докладом «О роли учебника математики в современном математическом образовании» выступила Федченко Лидия Яковлевна, заведующая отделом математики Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент, которая провела сопоставительный анализ современных учебников по математике и учебников, созданных А.П. Киселевым, выделила их преимущества и недостатки.

Татьяна Борисовна Волобуева, проректор Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент, акцентировала внимание на необходимости возрождения педагогических идей и методики Киселева.

Было заслушано педагогическое эссе об А.П. Киселеве, которое подготовила Ирина Александровна Маркина, методист отдела математики Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.
В ходе чтений выступили с практико-ориентированными докладами педагоги-практики и руководители методических объединений учителей математики:

  • «Законодатель школьной математики» Беляева Т.Б., учитель математики Донецкой ОШ I-III ступеней №104;
  • «Возрождение школьной математики по учебникам А.П. Киселева» Борщ Т.Д., учитель математики ОШ І-ІІІ ст. №6 им. Н.Я. Ильина администрации г. Дебальцево;
  • «Учебники А.П. Киселева – народное достояние» Гурова Е.А., учитель математики Донецкой гимназии информационных технологий № 61;
  • «Актуальность математических идей А.П. Киселёва» Данилишина Е.И., учитель математики Донецкой ОШ І-ІІІ ступеней №140;
  • «Законодатель школьной математики» Широкова О.А., учитель математики Донецкой общеобразовательной специализированной школы І-ІІІ ступеней №68 с углубленным изучением иностранных языков;
  • «Педагогическое наследие А.П. Киселева и современное математическое образование»Шульженко Ю.И., учитель математики Шахтерского УВК №1;
  • «Арифметика. Пальцевой счет» Ковалева С.Г., учитель математики КУ «Общеобразовательная школа I-III ступеней № 4 г. Енакиева»;
  • «Арифметика. Признаки делимости» Кузнецова Т.В., учитель математики Донецкой гимназии № 92;
  • «Арифметика. Наибольший общий делитель» Белявцева Т.Д., учитель математики Донецкой гуманитарной гимназии №33;
  • «Геометрия. Углы» Полунина Н.С., учитель математики Донецкой гимназии №70;
  • «Геометрия. Треугольники» Шаховая С.В., учитель математики Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 76;
  • «Геометрия. Многогранники» Розенберг О.Г., учитель математики Шахтерской общеобразовательной школы I-III ступеней №1;
  • «Геометрия. Окружность» Балова Т.Л., учитель математики Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №57;
  • «Алгебра. Свойства арифметических действий» Пикалова Л.П., учитель математики Харцызской общеобразовательной школы №7;
  • «Алгебра. Пропорциональные зависимости» Свичкарь Л.Л., учитель математики Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней №97;
  • «Алгебра. Умножение многочленов» Корбань Л.А., учитель математики Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней №141 им. П.П. Зверькова;
  • «Алгебра. Логарифмы» Болехивская Н.Е., учитель математики Донецкого профессионального технического горного училища;
  • «Алгебра. Комбинаторика» Грищенко Е.И., учитель математики Марьяновской общеобразовательной школы I-III ступеней;

В своих выступлениях особое внимание они уделили рассмотрению возможностей трансформации идеи Киселева в практику современной школы.

Была организована выставка трудов А.П. Киселева. Ценнейшим подарком министра образования и науки ДНР Л.П. Поляковой педагогам Республики стал комплект учебников по арифметике, алгебре, геометрии и памятное издание об А.П. Киселеве.

По материалам педагогических чтений будет выпущен сборник лучших докладов, презентаций научных и инновационных проектов и др.

Всем участникам вручены сертификаты.

По итогам педагогических чтений участники составили заключительное коммюнике, в котором выработали ряд рекомендаций:

Донецкому РИДПО:

1. Спланировать в рамках международного сотрудничества систему мероприятий по изучению и распространению перспективных идей выдающихся ученых-педагогов в сфере социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

2. Подготовить методические рекомендации по трансформации идей А.П. Киселева в современную практику обучения математике.

3. Внести коррективы в республиканскую модель научно-методического сопровождения повышения качества математического образования и качества подготовки педагогических кадров.

4. Организовать работу республиканских пилотных площадок по изучению влияния методики преподавания математики А.П. Киселева на качество математического образования.

5. Инициировать исследовательскую, проектную деятельность педагогов, направленную на разработку инновационного эффективного математического образовательного пространства.

6. Подготовить электронный сборник материалов педагогических чтений и разместить на официальном сайте Донецкого РИДПО.

Методическим службам:

1. Провести в городах (районах) республики педагогические чтения для учителей математики по изучению и распространению педагогических идей А.П. Киселева.

2. Обеспечить непрерывный мониторинг результативности и продуктивности научно-методического сопровождения математического образования.

3. Обеспечить дифференцированный характер формирования профессиональной компетентности учителей математики, моделируя наиболее удобную для них индивидуальную траекторию саморазвития.

4. Совершенствовать научно-методическое сопровождение математического образования, способствовать инновационной, исследовательской деятельности педагога в сфере создания образовательного пространства качественно нового уровня.

Директорам общеобразовательных организаций:

1. Активизировать научно-исследовательскую, поисковую, проектную деятельность педагогов-практиков, направленную на совершенствование процесса преподавания математики в общеобразовательных организациях.

2. Способствовать диссеминации передового педагогического опыта в преподавании математических дисциплин.

Педагогам учебных заведений:

1. Ознакомиться с педагогическими идеями А.П. Киселева.

2. Провести сравнительный анализ учебников по математике А.П. Киселева и современных учебников, определить возможности для использования материалов из учебников А.П. Киселева в школьном курсе и

3. Использовать на уроках имеющиеся в школе учебные пособия под авторством Киселева А.П.

Участниками чтений были сформулированы итоговые положения-стратегические цели на перспективу:

1. Чтения показали, что обмен инновационными идеями и перспективным педагогическим опытом, который состоялся между участниками, является основой для дальнейшей модернизации системы преподавания математики в новых социокультурных условиях, подготовки компетентного и конкурентоспособного педагогического работника на уровне мировых тенденций и лучших отечественных стандартов; открывает новые возможности для организации и проведения исследовательской деятельности педагогов и учащихся в области математики.

2. Научно-методические материалы чтений могут быть использованы для повышения методической компетенции учителей математики, как в исследовательском, так и в информационном аспектах.

3. «Киселевские чтения» целесообразно сделать ежегодным научно-методическим мероприятием для педагогической общественности, расширив его формат и проблематику.

4. Необходимо ввести учебники по алгебре и геометрии, созданные А.П. Киселевым, в утвержденный Министерством образования и науки «Перечень учебников, рекомендованных для использования в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики».

Ознакомиться с материалами чтений можно по ссылке >>

Вход на сайт