Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в 2024 году.
Отдел математики Донецкого РИРО
Для учителей математики, молодых педагогов
и юных математиков
Контакты отдела математики

viddil-matematiki@yandex.ru

fedchenko.lidia@yandex.ua

Главная Регистрация Вход
"
Для учителей математики, молодых педагогов
и юных математиков
Контакты отдела математики

viddil-matematiki@yandex.ru

fedchenko.lidia@yandex.ua

Главная Регистрация Вход
Для учителей математики, молодых педагогов
и юных математиков
Контакты отдела математики

viddil-matematiki@yandex.ru

fedchenko.lidia@yandex.ua

Главная Регистрация Вход
Главное меню
Главная » 2018 » 288 » 8 » Преодоление снижения интереса обучающихся к учебным занятиям через проведение нетрадиционных уроков
10:02
Преодоление снижения интереса обучающихся к учебным занятиям через проведение нетрадиционных уроков

     В последнее время в обществе часто обсуждается проблема снижения интереса к обучению у детей, которые считают учебу скучным и неинтересным занятием. Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей может проведение учебных занятий в нетрадиционных формах.

      В методических изданиях встречаются термины «нестандартный урок», «нетрадиционный урок».

  Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

     По поводу проведения нетрадиционных уроков среди педагогов существуют различные мнения. Кто-то видит в них прогрессивное направление, правильный шаг в демократизации школы, средство повышения интереса к учебным предметам и познавательной активности обучающихся. Кто-то считает такие уроки нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов перед обленившимися обучающимися, не желающими и не умеющими серьезно трудиться. Но, интерес и занимательность не исключают серьезного труда, наоборот, яркий, интересный урок стимулирует активность, повышает мотивацию к обучению, создает условия для более глубокого изучения материала, для повышения уровня сложности в обучении. Кроме этого, проведение нетрадиционных уроков требует от педагога серьезной теоретической и методической подготовки, организаторских способностей. Проведение нестандартного урока, является показателем уровня развития отношений между педагогом и обучающимися, так как предполагает открытое общение, которое невозможно без доверительных отношений и взаимного уважения.

      Нестандартные уроки отличают следующие особенности:

  • наличие творческой деятельности;
  • наличие проблемы и организация самостоятельного поиска обучающимися путей и вариантов ее решения;
  • наличие необычных элементов, условий работы;
  • наличие ситуаций, в которых обучающиеся активно воспроизводят, используют полученные ранее знания.
  • отказ от шаблонов в организации урока;
  • максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность;
  • применение различных форм групповой работы;
  • основа эмоционального фона урока не развлекательность, а занимательность и увлечение;
  • создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
  • уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
  • оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
  • использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента

Принципы проведения нестандартных уроков:

     Перечень форм нестандартных уроков достаточно широк. В методической литературе предлагается несколько различных подходов к их классификации. Рассмотрим некоторые из них.

       Например, Вингливскт Н.Н. предлагает классифицировать нестандартные уроки следующим образом: урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут, урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-концерт, урок-путешествие, урок-знакомство, урок-проба на роль, урок-интервью, урок-тренинг и т.п.

   Щенев В.А. в классификации использует традиционную типологию уроков, дополняя их нестандартными формами:

  • урок формирования новых знаний (уроки лекционной формы, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки);
  • уроки обучения умениям и навыкам (уроки-диалоги, уроки с деловой/ролевой игрой, практикумы);
  • уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений (семинары внеклассного чтения, КВН, уроки-конкурсы, уроки-соревнования);
  • уроки проверки и контроля знаний и умений (зачетные викторины, защита творческих работ, проектов, соревнования, творческие отчеты).
  • интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке (сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.);
  • интерактивные технологии коллективно-группового обучения (обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.);
  • интерактивные технологии обсуждения дискуссионных вопросов («неоконченная цепочка», «займи позицию», ток-шоу, дебаты и др.).
  • на основе игровой деятельности: игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей), игры обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности), игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъект-объектных отношений).
  • на основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа), структурированные дискуссии (групповая работа), проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).
  • на основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная деятельность класса), проблемно-лабораторные занятия (групповая работа), исследовательские уроки (индивидуальная работа).

       Оцабрик И.В. в основе классификации предлагает интерактивные технологии обучения:

   Короткова Н.В. предлагает классификацию нетрадиционных уроков, в основе которой находятся различные виды учебной деятельности;

        По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

  • уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, кроссворд, викторина.
  • уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
  • уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок «Дублер начинает действовать».
  • уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
  • уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века.
  • уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

     При проведении традиционных уроков возможно использование нестандартных приемов, таких как: «аквариум», «круг идей», «микрофон», «ученый совет», «найди ошибку», «интересный вопрос», «запретный вопрос», «конкурс сказочников», «дерево мудрости», «почта», «почемучка», «ключевое слово», «напишите письмо», «радуга» и др.

      Выделяют три периода подготовки и проведения нестандартных уроков.

   Первый период – подготовительный. Здесь активное участие принимают как педагог, так и обучающиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.)

      Второй период – урок, в структуре которого:

1) организация постановки проблемы, нахождения путей ее решения, мотивации деятельности;

2)сообщение нового материала;

3) организация работы по формированию умений и навыков обучающихся.

   Третий период – анализ урока, где дается оценка итогам обучения, сформированным умениям, характеру поведения и общения обучающихся.

     Эффективность проведения нестандартных уроков заключается в том, что:

  • учебные занятия становятся более запоминающимися, эмоциональными;
  • форма организации урока способствует глубокому усвоению материала;
  • создаются условия для развития творческих способностей, логического мышления, любознательности, интереса к предмету;
  • используются межпредметные связи, что способствует разностороннему развитию личности обучающегося.

      Педагогу, планирующему проведение нестандартного урока, следует обратить внимание на то, что:

  • нецелесообразно слишком частое использование нестандартных форм урока, это может привести к потере устойчивого интереса к процессу учения;
  • нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка;
  • при выборе формы нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности, особенности класса в целом и каждого обучающегося в отдельности;
  • рекомендуется использовать нестандартные уроки при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся.

   Целесообразно привлекать обучающихся к работе по поиску и подбору материала, изготовлению дидактических пособий, составлению вопросов и проведению урока с целью повышения у них интереса к обучению, познавательной активности, стимулирования учебно-познавательной деятельности.

      Особого внимания требует подготовка заданий для работы на нетрадиционном уроке. Задания:

  • направлены на развитие логики, смекалки, образного мышления, сообразительности;
  • отличаются уровнем сложности;
  • имеют практическую значимость и межпредметное содержание;
  • занимательные по форме, содержанию, сюжету, способу решения;
  • имеют неожиданный результат.

        Формы нетрадиционных уроков =>

     Нестандартные уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя. они больше нравятся учащимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации. При подготовке к проведению нестандартного урока педагогу необходимо учитывать общий уровень развития классного коллектива, готовность обучающихся к работе в условиях нестандартного урока, степень освоения ими учебного материала. 

Список литературы

  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  • Оцабрик И.В. Теоретические аспекты интерактивных технологий в дидактике// Зарубежная литература. – 2005. - № 8. – с. 28 – 31.
  • Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
  • Вингливскт Н.Н. Элементы интерактивной методики – каждому уроку - 2002. - № 1. – с. 149 -158.
  • Волович М.Б. Методические рекомендации учителю : Как обеспечить усвоение математики в 6-м кл. с помощью комплекта средств обучения / М. Б. Волович. - М. : ТОО "Фирма "Линка-пресс", 1995.
  • Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Р-н/Д.: «Феникс», 2004

     Методические материалы

Просмотров: 1669 | Добавил: МІА | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 6
6 Ljubov  
0
Добрый день. Никакой благодарности. Весь материал скачан с сайта ЗНАНИО https://znanio.ru/medianar/111

5 МІА  
0
Всегда рада поделиться полезной и нужной информацией

4 natalinochka55  
0
Благодарю за отличный материал.

3 Запорожец Лилия  
0
Благодарна Вам, Ириночка Валерьевна. Познавательно!

2 МІА  
0
Благодарю

1 Елена  
0
Спасибо за интереснейшую и полезную информацию.

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт